Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Совместная конференция Политехнического музея и Художественного фонда «Московская биеннале» — это попытка рассмотреть онтологический статус искусства, технологии и науки как полиструктурной системы.
27–29 ноября 2014 г. в Москве пройдет Международная конференция «Философия искусства сегодня». Конференция организована Политехническим музеем совместно с Художественным фондом «Московская биеннале».
Что представляет собой сегодня систематическая философия искусства? Возможна ли она вообще, принимая во внимание состояние современной культуры, характеризуемое постоянным расширением поля используемых практик и трансформацией институционального, социально-исторического и научного контекстов? Как повлияло на развитие современного искусства активное использование художниками технологических и научных достижений? В каких отношениях находится современное искусство с искусством новых медиа, технологическим и научным искусством?
Традиционно Политехнический музей и Художественный фонд «Московская биеннале» проводят собственные международные конференции. В 2014 году их объединила тема современной философии искусства. Возможна ли философия, которая могла бы объединить частное и общее? Решить глобальные проблемы современности, обращаясь также к философии науки и технологии? Откуда бы такая философия брала инструменты и концепты? Совместная конференция Политехнического музея и Художественного фонда «Московская биеннале» — это попытка рассмотреть онтологический статус искусства, технологии и науки как полиструктурной системы.
В рамках конференции также состоятся открытые публичные лекции в Атриуме Отдела Личных Коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, Волхонка, 10). На лекции нужна отдельная регистрация:
27 ноября, 19:00 — открытие конференции и лекция Оливера Грау (Австрия) «Визуальные образы цифрового искусства: влияние технологий и науки на гуманитарные исследования»;
28 ноября, 19:00 — лекция Александра Гарсиа-Дуттманна (Германия) «Истина в искусстве»;
29 ноября, 19:00 — лекция Эркки Хухтамо (Финляндия/США) «Новые медиа и культурные трансформации XXI века» и закрытие конференции.
Участники
Тимоти Дракри (Timothy Druckrey, США) — арт-критик, писатель, философ, историк медиаискусства, теоретик медиа и куратор. Исследует влияние цифровых медиа на современную культуру, трансформацию репрезентации произведений искусства, коммуникацию в интерактивной среде. Одной из его наиболее важных теоретических работ стал сборник «Culture on the Brink: Ideologies of Technology» (1994). Редактор серии «Электронная культура: История, теория, практика» (MIT Press). Преподает в MICA, был профессором Академии прикладных искусств в Вене (Австрия), а также Richard Koopman Distinguished Chair for the Visual Arts в University of Hartford (2005). Куратор международных выставок «Technical Visions» в Австрии, «Photography After Photography» в Германии, «Digital Diaspora» в Великобритании, «Telepolis» в Люксембурге и Фестиваля интерактивных медиа (The Interactive Media Festival) в США.
Нина Мёнтманн (Nina Möntmann / Германия) — куратор, критик и писатель. Профессор в Королевском университетском колледже изобразительных искусств в Стокгольме, где она возглавляет кафедру «Теории искусства и истории идей». До 2006 г. была куратором в NIFCA (Хельсинки), где курировала выставки «Пространства конфликта» (Rooseum, Мальме; Secession, Вена; Kunst-Werke, Берлин; Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло; Kunsthalle, Хельсинки) и «Непрозрачность» (UKS, Осло; Secession, Вена). Корреспондент журналов «Artforum» и «Le Monde Diplomatique», сотрудничает с такими изданиями как Parachute, Paletten, Texte zur Kunst и De-Bug. Преподает в университете Гамбурга, в Академии изобразительных искусств в Умео (Швеция) и в Международной академии искусства Палестины в Рамалле, кроме того, является приглашенным профессором Университета искусств в Бремене. В 2005 г. отправилась в Индию в рамках программы Гете Института для художников и кураторов, где курировала выставочный проект «Global village: параллельные экономики в Индии», который был представлен в 2006 году в Frankfurter Kunstverein. Также была куратором Армянского павильона на 52 Венецианской биеннале. Другие проекты: групповая выставка «Общины» (The Power Plant, Toронто, 2008), Manifesta 7 (советник куратора, 2008) и Израильско-палестинский арт-проект «Пороговые пространства».
Эркки Хухтамо (Erkki Huhtamo, Финляндия/США) — всемирно известный исследователь медиа, писатель и куратор. Преподает историю и теорию медиа на Факультете дизайна и медиаискусств в Университете Калифорнии (Лос-Анджелес). Опубликовал множество работ о медиаискусстве и является автором подхода археологии медиа. Также был куратором нескольких международных выставок медиа-арта, в том числе нашумевшего «Alien Intelligence» (Киасма, Хельсинки, 2000) и режиссером телевизионных программ о медиакультуре. Является соредактором «Technoculture and the Arts» и серии книг для University of California Press.
Александр Гарсия-Дуттман (Alexander Garcia-Duttman, Германия) — философ. Изучал философию во Франкфурте-на-Майне в качестве студента Альфреда Шмидта и ученика Теодора Адорно; в Париже был студентом Жака Деррида. Профессор философской эстетики, философии искусства и теории культуры. Преподавал в Стэнфордском университете, University of Essex, Monash University, New York University, Middlesex University и Royal College of Art. Является профессором философии и визуальной культуры в Goldsmiths University of London. Неоднократно преподавал на курсах по теории искусства в Испании, в Universitat Autònoma de Barcelona и Universidad Politécnica de Valencia. Опубликовал ряд книг, многие из которых были переведены на несколько языков.
Мэттью Кенион (Matthew Kenyon, США) — художник. В 1999 году основал SWAMP (Studies of Work Atmosphere and Mass Production) вместе с Дугласом Истерли (Douglas Easterly). Участвовал в многочисленных коллаборациях с художниками, архитекторами и инженерами, в том числе с Маклейн Клаттер (McLain Clutter), Тьяго Рорке (Tiago Rorke) и Wafaa Bilal. Его работы выставлялись по всему миру и входят в коллекции различных культурных институций, включая Музей современного искусства, Нью-Йорк; Exit Art, Нью-Йорк; Научная галерея, Дублин, Ирландия; Эдит Руси, Ольденбург, Германия; Фонд искусства и творческой технологии, Ливерпуль, Англия; SIGGRAPH Art Gallery, Сан-Диего, Калифорния. Обладатель престижных наград, таких как FILE Prix Lux, а также первый приз в VIDA 7.0. Преподавал в Penn State University’s School of Visual Arts на программах новых медиа и междисциплинарной Digital Studio. В этом же учебном заведении основал StudioLab.
Мария Линд (Maria Lind, Швеция) — директор Tensta Konsthall (Швеция), независимый куратор и писатель. В 2008–2010 гг. была директором программы Центра кураторских исследований (Бард колледж, США). До этого являлась директором IASPIS в Стокгольме в 2005–2007 гг. и директором Мюнхенского Kunstverein в 2002–2004 гг. С 1997 по 2001 гг. была куратором в Moderna Museet в Стокгольме и в 1998 году была сокуратором Manifesta–2. В 2009 получила премию Уолтера Хоппса. Сборник ее эссе был опубликован издательством Sternberg Press в 2010 г.
Ольга Киселёва (Olga Kiseleva, Россия) — современный художник, директор института науки Университета Сорбонна, главный редактор журнала «Plastik Art&Science». Издала по мотивам своей диссертации книгу «Компьютерное искусство как форма диалога» (Cyberart, un essai sur l’art du dialogue. l’Harmattan, Paris, 1998), которая стала одним из первых изданий по медиаикусству в мире. Участвует в выставках и биеннале по всему миру (Венецианская, Стамбульская, Берлинская, Московская и др.). Работы О. Киселевой попадают в крупные частные коллекции (Седрик Лиенарт, Галила Холландер и др.) и собрания музеев (МОМА, ГРМ и др.). Победила в ряде конкурсов современного искусства: «Дикрим» (Dicream) Французского министерства культуры (проект «ДиДжи Кэбин»), «Аркади» (Arcadi, 2004) и др. В 2002 г. Ольга Киселева получила Государственную премию Академии наук Франции, в 2006 г. — награду правительства Сан-Себастьяна за проект «Тьютор», а в 2007 г. — международную премию фонда «Про Арте» (Россия).
Модераторы
Свен-Олов Валленштейн (Sven-Olov Wallenstein, Швеция) — философ и теоретик культуры, профессор философии в Содерторнском университете (Швеция) и главный редактор журнала «Site». Его исследования посвящены эстетической теории с особым акцентом на визуальные искусства и архитектуру модернизма, немецкий идеализм, феноменологию, критическую теорию и современные философские подходы по изучению желания, силы и субъективности. Его работы включают в себя переводы Дидро, Гегеля и Адорно. До 2012 г. являлся участником исследовательского проекта «Осмысление ощущения: возвращение чувствительности», который был посвящен изучению генезиса эстетики в XVIII веке. С весны 2012 г. — руководитель научно-исследовательского проекта «Пространство, власть, идеология».
Оливер Грау (Oliver Grau, Австрия) — искусствовед и теоретик в области медиаискусства. Профессор изобразительного искусства, глава отделения изобразительного искусства в Дунайском университете (Кремс, Австрия). Специализируется на истории медиаискусства, культуре XIX столетия и итальянском искусстве эпохи Возрождения. Разработал новые научные решения для гуманитарных наук и цифровых гуманитарных наук. После исследований в Гамбурге, Сиене и Берлине и докторской диссертации, Грау читал лекции в берлинском Университете Хумбольда, работал в различных исследовательских лабораториях Японии и США, а защитив докторскую диссертацию в 2003 г., работал профессором в различных международных университетах. Является основателем «ReFresh!» — первой международной конференции по истории медиаискусства, науки и техники (Банф, Канада, 2005).
Ирина Аристархова (Irina Aristarkhova, Россия/США) – преподаватель в Стэмпс Школе искусства и дизайна Мичиганского университета. Автор книги «Гостеприимство матрицы: философия, биология и культура» (Нью-Йорк, 2012) и соавтор Анны Првачки по публикации Документы 13 «Приветственный комитет сообщает…». Редактор сборника «Женщина не существует: современные исследования полового различия» (Москва и Сыктывкар, 1999), научный редактор русского перевода книги Люс Иригарей «Этика полового различия» (Москва, 2005). С 1999 по 2005 вела семинары по теории и эстетике в институте искусств Лассаль в Сингапуре и была директором проекта по теории и искусству новых технологий в Государственном сингапурском университете. Ее бывшие аспиранты работают в Германии, Франции, Сингапуре, Англии и США.
Иосиф Бакштейн (Joseph Backstein, Россия) — искусствовед, художественный критик, куратор, директор Института проблем современного искусства. Художественный руководитель Государственного Музейно-выставочного центра РОСИЗО, директор московского Института современного искусства. Куратор выставки Нормана Фостера «Пространство и время», ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2006 (Москва), «Ангелы истории. Московский концептуализм и его влияние», MuHKA, 2005 (Антверпен, Бельгия), куратор-координатор 1 Московской биеннале современного искусства (2005), сокуратор выставки «Видео-Зона», биеннале видеоарта (Тель-Авив, Израиль), комиссар и куратор российской экспозиции на 25-ой биеннале в Сан-Пауло (Бразилия), куратор персональной выставки Моны Хатум, «Мера дистанции», ЦДХ, 2002 (Москва), сокуратор международной выставки видеоискусства «На пути к экрану», ЦДХ, 2001 (Москва), сокуратор выставки «Обратные перспективы», художественный центр Edsvik, 2000 (Стокгольм, Швеция), куратор проекта Виталия Комара и Александра Меламида «Сотрудничество с животными», Российский павильон на 48 Венецианской биеннале (1999).