Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Как должны создаваться образы исторических персонажей? Вот что об этом говорит историк Евгений Анисимов: «Несомненно, история невозможна без визуального образа, он во много раз сильнее вербального. Так уж получается, что образ Наташи Ростовой, созданный в нашем сознании при чтении Войны и мира» Л.Н. Толстого, наверняка беднее образа, созданного Л. Савельевой в фильме С.Ф. Бондарчука "Война и мир". Образы исторических деятелей прошлого в массовом сознании созданы в определенную историческую эпоху, они почти всегда несут на себе идеологическую нагрузку этой эпохи и невольно переносятся на позднейшие времена. В самом деле, откройте Интернет и посмотрите, как выглядит Александр Невский в живописи и скульптуре последних пятидесяти лет. Это же везде памятник не Александру Невскому (как он выглядел, никто не знает), а… великому русскому актеру Николаю Черкасову из фильма "Александр Невский" 1939 года: богатырь в шеломе, статный и могучий. Или кто может представить себе Чапаева без бурки – ведь в таком неудобном для кавалерийской атаки наряде, он "вскочил" на десятки пьедесталов по всей стране прямо из фильма псевдо-братьев Васильевых "Чапаев". А как представляется людям образ Петра Великого? Могучий, плотный круглолицый мужчина в цвете лет. Между тем, известно, что в таком виде образ Петра был "запущен" в свет картиной Н.Н. Ге "Петр Великий допрашивает царевича Алексея" (1871 год), которому для портрета Петра позировала его собственная жена. Из картины Ге "плотный" Петр попал в скульптуру М. Антокольского (памятник тиражирован во множестве копий), а потом шагнул в кино ("Петр Первый", 1940 год) и оттуда прочно вошел в сознание миллионов, хотя (если судить по "восковой персоне", созданной К.Б. Растрелли сразу после смерти царя), государь был худ и нескладен и более достоверно его изобразили на своей картине В. Серов и на своем памятнике (несколько утрированно) М. Шемякин. Однако образ "худого" Петра кажется многим людям неприемлемым, недостоверным – так сильны в сознании изобразительные стереотипы. Если визуальные образы художественного произведения "вольны" быть такими, как их задумал автор, режиссер или актер, то с образами истории надлежит быть иначе. Они должны создаваться на основе научных критериев, подвергаться очищению от мифов и стереотипов, хотя это непросто и стремление опровергнуть устоявшийся исторический образ может увести в другую сторону, что порой делается для эпатажа, ради раскрытия пресловутых "тайн"».
Евгений Викторович Анисимов – российский историк, доктор исторических наук, ординарный профессор, научный руководитель Департамента истории «НИУ ВШЭ» в Санкт-Петербурге, профессор исторического факультета Европейского университета в СПб, главный научный сотрудник СПб-го Института истории РАН. Финалист премии «Просветитель» за книгу «Императорская Россия».
Источник: https://polymus.ru/ru/education/lec...